Учебник Теория электрических цепей Примеры выполнения заданий и лабораторных

Внешняя характеристика U = f(I) при n = const, Rp + rB = const.

1. Резистором Rp установите напряжение холостого хода Uo = 100-120 В (точное значение получите у преподавателя).

2. Постепенно увеличивая нагрузку генератора тумблерами Т1-Т9, запишите 10 показаний V и А1 в таблицу 3.

Таблица 3

I, A

U, B

Опыт 3

Регулировочная характеристика IB = f(I) при n = const, U = const.

1. Отключите нагрузочные резисторы Т1-Т9 и установите резистором Rp напряжение генератора U = 90-110 B (точное значение получите у преподавателя).

2. Увеличьте нагрузку генератора, включив тумблер Т1. Одновременно резистором Rp установите такой ток возбуждения, при котором напряжение генератора вновь будет равно заданному значению. Запишите показания амперметров А1 и А2 в таблицу 4.

Таблица 4

IB, A

I, A

3. Аналогично снимайте остальные точки регулировочной характеристики, включая тумблеры Т2, Т3 и т.д.

Автоматом АП отключите стенд от питающей сети. Все сигнальные лампы должны погаснуть, а генератор остановиться. По данным таблиц 2,3,4 постройте характеристики и предъявите их преподавателю.

б) Генератор с независимым возбуждением

Подготовьте лабораторную установку для снятия характеристик генератора с независимым возбуждением. Схема установки приведена на рис. 6. Клеммы источника независимого возбуждения ”0-250 B” расположены на панели питания в правой части стенда. Для регулирования тока возбуждения предусмотрен резистор Rp (можно использовать также рукоятку ЛАТР на панели блока питания).

Характеристика холостого хода ничем не отличается от ранее снятой, поэтому она не входит в программу испытаний.

Опыт 4

Внешняя характеристика U = f(I) при n = const, IB = const.

1. Пустите в ход приводной двигатель АД автоматом АП и кнопкой ”Пуск”.

2. Включите источник независимого возбуждения. Для этого нажмите левую кнопку ”Пуск” на панели питания (загорится третья сигнальная лампа).

3. Резистором Rp или рукояткой регулятора установите такой ток возбуждения, при котором напряжение холостого хода генератора U0 будет равно заданному в опыте 2.

4. Постепенно повышая нагрузку генератора, снимите зависимость напряжения от тока нагрузки. Для записи результатов измерений используйте форму таблицы 3.

Опыт 5

Регулировочная характеристика IB = f(I) при n = const, U = const.

1. Отключите нагрузочные резисторы тумблерами Т1- Т9.

2. Установите ток возбуждения, при котором напряжение холостого хода генератора будет равно заданному в опыте 3.

3. Постепенно повышая нагрузку генератора, регулируйте ток возбуждение генератора так, чтобы напряжение не изменялось. При этом записывайте показания амперметров А1 и А2 в таблицу. Форма таблицы аналогична табл. 4.

Отключите стенд автоматом АП. Постройте внешнюю и регулировочную характеристики генератора с независимым возбуждением. Используйте координатные оси, на которых построены аналогичные характеристики генератора с параллельным возбуждением.

Покажите графики преподавателю и получите разрешение на разборку схемы.


Рис. 6. Схема генератора с независимым возбуждением


Обработка результатов

Объясните вид характеристики холостого хода и причину несовпадения восходящей и нисходящей ветвей.

Сопоставьте внешние характеристики генераторов с параллельным и независимым возбуждением. Кратко объясните их вид.

Объясните вид регулировочных характеристик.

Дайте заключение об эксплуатационных свойствах генераторов и объясните причины снижения напряжения с ростом нагрузки.

Содержание отчета

Наименование и цель работы.

Технические сведения об оборудовании и электроизмерительных приборах.

Схемы экспериментальных установок.

Таблицы с результатами измерений.

Графические материалы - характеристики.

Выводы о соответствии результатов эксперимента теоретическим положениям.

Контрольные вопросы

В чем состоит назначение генератора постоянного тока и на чем основан принцип его работы?

Для каких целей предназначены обмотка возбуждения, якорь, коллектор, щетки?

В чем различие между генераторами с параллельным и независимым возбуждением?

Чем объясняется, что характеристика холостого хода имеет две ветви?

В чем состоит процесс самовозбуждения генератора?

Почему с увеличением нагрузки генератора напряжение на зажимах якоря снижается?

Почему с ростом нагрузки напряжение генератора с независимым возбуждением снижается менее интенсивно, чем генератора с параллельным возбуждением?

Для какого из генераторов режим короткого замыкания наиболее опасен? Почему?

Каким образом можно регулировать напряжение генератора?

Где применяются генераторы постоянного тока?

Техника безопасности

Приступая к выполнению лабораторной работы, следует помнить об опасности поражения электрическим током и быть внимательным и осторожным.

Перед сборкой схемы убедиться, что напряжение на стенде отсутствует (красная кнопка у автомата АП утоплена, сигнальные лампы не светятся).

Не допускается использование неисправных приборов и проводов с поврежденной изоляцией.

Наконечники проводов должны быть надежно закреплены клеммами. Особенно в тех случаях, когда под клеммой находятся два или три наконечника.

Собранную схему необходимо предъявить для проверки преподавателю или лаборанту. Включение схемы без проверки категорически запрещается.

Если в ходе работы возникает необходимость в изменении схемы, то все изменения производятся только при снятом напряжении. Повторное включение схемы допускается только после проверки преподавателем или лаборантом.

Несмотря на ограждение вращающихся частей электрических машин, следует соблюдать осторожность, т.к. даже гладкие валы способны захватывать волосы, косынки, развевающиеся части одежды.

Не касаться оголенных клемм, проводов и токоведущих частей оборудования, находящихся под напряжением.

В случае опасности отключить стенд нажатием на красную кнопку автомата АП в правой части стенда.


На главную