Задачи начертательной геометрии

Для тех, кто решил получить высшее образование, совершенно необходимо усвоить основной язык общения на производстве. Это язык инженерной графики. Теория изображения пространственных геометрических фигур на плоскости и практика выполнения технических чертежей излагаются в курсах начертательной геометрии и машиностроительного черчения.

На основе перечисленных инвариантных свойств, сформулированы основные законы начертательной геометрии. Эти законы устанавливают соответствие между изображаемой фигурой и её проекцией, когда геометрические свойства предмета в процессе проецирования отражаются с искажением

 Комплексный чертеж на примере изображения точки

Геометрический аппарат проецирования и метод Г. Монжа получения обратимых изображений

Комплексный чертеж точки

Пример Построить 3-х картинный комплексный чертеж точки (20,10,15). Для построения профильной проекции точки полезно запомнить правило: профильная проекция точки лежит на одной линии связи с фронтальной проекцией и отстоит от оси  на расстоянии, равном расстоянию от оси  до горизонтальной проекции точки.

Момент сил. Действие с силами и моментами План лекции Проекция силы на ось и плоскость.

Затухающие и вынужденные колебания точки Как уже видели, под действием восстанавливающей силы точка совершает гармоническое колебание, амплитуда которого постоянна. Однако на опыте с грузом, подвешенным к пружине, можно проследить, что амплитуда на самом деле не остается постоянной. Совершив некоторое число колебаний, груз остановится. Объясняется это явление действием сил сопротивления.

Конкурирующие точки Особый практический интерес вызывает относительное положение точек, когда они находятся на одном проецирующем луче. И в направлении проецирующего луча имеют общую для них проекцию. Точки на одном проецирующем луче называются конкурирующими. Объяснение такому названию – в том, что в пространстве для наблюдателя одна из точек видима, другая – нет. И, соответственно, на чертеже: одна из проекций конкурирующих точек видима, проекция другой точки – невидима.

Геометрические фигуры относительно плоскостей проекций могут занимать произвольное (общее) или одно из частных положений. Прямые и плоскости общего положения не параллельны и не перпендикулярны ни к одной из плоскостей проекций.

Другая разновидность геометрических фигур частного положения – проецирующие прямые и плоскости: горизонтально проецирующие, фронтально проецирующие и профильно проецирующие. Само название фигур говорит о том, к какой плоскости проекций каждая из них перпендикулярна.

 Два способа задания геометрических фигур: кинематический и статический. Кинематический способ основан на перемещении в пространстве точки или образующей линии по определенному закону. Закон перемещения задается направляющими элементами: точками, линиями или плоскостями. Совокупность образующей и направляющих называется определителем геометрической фигуры. Пример записи: “”. Здесь – название фигуры в общем случае, – образующая линия (точка с запятой), и  – направляющие линии и  – направляющая плоскость. Если характер образующей понятен из названия фигуры, то в скобках отражаются только направляющие элементы. Например: “Коническая поверхность общего вида ”. В этом случае из названия фигуры ясно, что образующей является прямая линия, а в скобках – только направляющие элементы: кривая линия и вершина конуса .

 Кривая линия общего вида Ограничимся кривыми линиями общего вида. Под которыми следует понимать плоские и пространственные кривые, не имеющие определенно выраженного закона образования. Для задания таких линий требуется: теоретически бесконечное, а практически – разумное конечное число точек. Для подобных кривых наиболее часто встречается задача на построение третьей ее проекции по двум заданным.

Поверхность вращения образуется вращением линии вокруг неподвижной оси.

Взаимопринадлежность геометрических фигур

Общие понятия взаимопринадлежности

 Элементарная (основная) задача на принадлежность, без которой бесполезно пытаться решать любую задачу на ту же тему, - это задача на принадлежность точки к плоскости или к любой криволинейной поверхности. В общем случае:

 Точка принадлежит любой поверхности, если она лежит на какой-либо линии этой поверхности.

 Желательно, чтобы эта линия имела простые проекции (в виде прямых линий или окружностей). Отсюда – три практичных определения принадлежности:

 1). Точка принадлежит плоскости, если она лежит на прямой этой плоскости (Рис.28 а).

 2). Точка принадлежит криволинейной поверхности, если она лежит на линии, принадлежащей поверхности при условии, что эта линия имеет простые проекции (Рис.28 б.).

 При отсутствии такой возможности задается или используется готовый каркас поверхности. По нему задаётся любая линия по точкам, по которым она пересекает элементы этого каркаса. Отсюда - третье вынужденное определение принадлежности:

 3). Точка принадлежит поверхности, если она принадлежит любой линии на каркасе поверхности (рис. 28 в). Курс лекций по цифровой графике

 Три определения принадлежности дают возможность говорить о двух способах решения задач на принадлежность точки к любой поверхности. Это:

 1. Способ образующей с простыми проекциями (определения 1 и 2).

 2. Способ случайной кривой на каркасе поверхности (определения 3).

 Решение задач на принадлежность линии к поверхности сводится к многократному повторению основной задачи – на принадлежность точки к поверхности. Число точек, необходимых для построения линии, определяется тем, какая это линия и на какой поверхности она находится.

Теория механизмов и машин занимается исследованием и разработкой высокопроизводительных механизмов и машин. Механизм – совокупность подвижных материальных тел, одно из которых закреплено, а все остальные совершают вполне определенные движения, относительно неподвижного материального тела. Звенья – материальные тела, из которых состоит механизм. Стойка– неподвижное звено. 

  Известно, что для прямой на плоскости требуется две точки или точка и направление. Для кривой же линии на любой поверхности требуется теоретически бесконечное, а практически – разумное число точек.

Ускорение Кориолиса равно удвоенному векторному произведению угловой скорости переносного вращения на относительную скорость точки. появляется вследствие двух причин, не учитываемых переносным и относительным ускорениями. Относительное ускорение учитывает изменения направления относительной в неподвижном пространстве подвижной системы координат переносном движении.

 


На главную