Арт-дизайн Дизайн интерьера Понятие "фирменный стиль" Баухауз Послевоенный дизайн Радикальный дизайн. Антидизайн. Дизайн -технологии будущего Дизайн интерьера различных публичных учреждений Дизайн квартир Архитектор и интерьер-дизайнер

Дизайн интерьера

Цвет и его особенности

Цвет – одно из основных средств художественной выразительности. Его значение в жизни человека велико и многообразно. Все, что окружает нас вокруг, мы видим благодаря цвету. Сама Природа говорит с нами посредством своих многочисленных оттенков, подсказывая тончайшие сочетания и гармоничные решения.

Научно доказано, что человек способен различать 16 миллионов цветов и оттенков. Но для того, чтобы грамотно использовать их в повседневной жизни, нужно не только научиться видеть многообразие цвета в Природе и окружающем мире, но и знать основные его правила: Что такое цветообразование? Насколько оно зависит от света? И от тех вещей, которые его наполняют?

К сожалению, мы этого не знаем. И причина здесь отнюдь не в нашей нерадивости или невнимательности, а в банальном отсутствии как такового языка цвета, понятного и доступного всем и каждому. На сегодняшний день в мире существует множество различных способов описания цвета и цветовых моделей, порою противоречащих друг другу и вводящих в заблуждение не только простых обывателей, но и специалистов. Поэтому научиться читать цвета значительно сложнее и, видимо, менее интересно, чем слова или ноты. А вместе с тем, грамотно подобранный оттенок говорит без умолку, наполняя тот или иной предмет своими собственными, уникальными звуками и мелодиями.

Но не только отсутствие так называемой «нотной грамоты» отличает цветообразование от литературы и музыки. Цвет – единственное трехмерное понятие, основными характеристиками которого являются цвет, тон и насыщенность. На первый взгляд, это может показаться немного странным и даже сложным для восприятия. Хотя в действительности все куда проще. Главное, понимать, что тон и цвет – это две разные вещи. Цвет – это красный и зеленый, а тон – розовый и салатовый, светло-красный и темно-зеленый. Т.е. тон – это степень плотности цвета, которая характеризуется простыми словами светлее-темнее. А насыщенность, соответственно – ярче-бледнее. При этом стоит помнить, что сложный цвет, образованный путем смешения нескольких простых (например, тот же розовый) представляет собой трехмерное распределение, а простой  (зеленый) – соответственно, двухмерное.

Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства, но часто забывали, что красивых или некрасивых оттенков в принципе не существует, есть только наше восприятие того или иного цвета. Одни – нам нравятся больше, другие – абсолютно безразличны, третьи – вызывают раздражение. Все это зависит от множества субъективных причин, связанных непосредственно с личностью человека. А такие понятия, как мода или тенденция здесь неуместны.

«Так на что же тогда ориентироваться в подборе цвета», – спросите вы. – Ответ однозначен: Природа и вы сами! Мы каждый день видим то, что создала Природа и восхищаемся ее вкусом. Мы постоянно сталкиваемся с цветом в своей повседневной жизни, выбирая одежду или нанося макияж, но практически не задумываемся над тем, что это и именно это те самые цвета, которые идеально соответствуют нашему внутреннему миру и подходят нам внешне. Именно в этих оттенках мы будем чувствовать себя наиболее комфортно и спокойно, а не в тех, что навязывает нам на самом деле не существующее понятие такое, как «модные тенденции».

«Так как же в этом случае определить те оттенки, которые подходят именно вам», – невольно возникает вопрос. Первый секрет – одежда, в которой вы себя наиболее комфортно чувствуете. Второй  (очень простой в применении) – зеркало. Подойдите к зеркалу, расположите позади своего лица цвет, которым вы хотите заполнить пространство и прищурьте глаза. Если вам нравится, как вы смотритесь на этом фоне, он вам подходит. Если рядом не окажется зеркала, положите свою ладонь (можно даже в одежде) на лист бумаги, выкрашенный в желаемый цвет, и снова прищурьте глаза. – Красиво она смотрится на этом фоне? Не выглядит черной дыркой? – Значит, этот цвет вам подходит.

Исходя из вышесказанного, все многообразие цвета можно поделить на три группы: бесцветные (или белые), подходящие вам и неподходящие, а теперь главное научиться различать их и составлять с их помощью правильные гармоничные сочетания.

Попробуйте одеть полную женщину в белое платье – она будет казаться еще полнее, но ведь мы на нее смотрим снаружи, а внутри – все совсем иначе. В белом пространстве становится душно, как в саване, в то время как в темном – мы перестаем видеть границы, предметы отдаляются, создавая иллюзию объема. Вспомните театр, где сцена покрашена в черный цвет для того, чтобы создать глубину. Вспомните белый туман, как только вы включаете фары, он оказывается совсем близко, как только затемняете – уходит вдаль. Удивительные на первый взгляд вещи, кажутся абсолютно доступными и понятными, если внимательно наблюдать за Природой и делать соответствующие выводы.

«В истории цвета заключается часть истории человечества» говорит немецкий филолог и культуролог Э. Ауэрбах, поэтому немаловажную роль в выборе и восприятии цвета играет страна, в которой мы живем, культура, которая нас окружает. Так, например, в России, Мексике и Индии, и особенно в их столицах, существует свое цветоощущение, отличное от любой другой страны, любого другого города. Одни и те же цвета, одни и те же вещи воспринимаются в них иначе. А значит, и цветовая палитра, признанная в Европе или Америке, для нас не подходит. Нам нужна своя, московская палитра.

Возникает вопрос: «Почему это происходит? И в чем собственно причина такой несогласованности?» – Может быть, все дело в освещении?.. Ведь Москва, Мехико и Дели – это мегаполисы, которые не находятся на уровне моря, которые расположены внутри континента, а значит, и освещение в них другое, в отличие от Парижа, Нью-Йорка, Токио, Венеции и многих других городов с единым цветоощущением. Кроме того, оказывается самое большое количество цветовых сочетаний и ощущений видят азиаты, женщины, живущие в мегаполисе и как не странно гомосексуалисты, видимо, поэтому все они обычно тяготеют к спокойному интерьеру, потому как умеют увидеть достаточное количество ярких пятен. От того в Москве и машины чаще всего встречаются серебристые, золотистые или темные – все другие выглядят не слишком органично, даже где-то немного вульгарно. То же самое происходит с одеждой и интерьером. И все московское многообразие цвета сводится к ранней утренней дымке, размытости и забеленности.

В теории цвета есть еще одно очень интересное понятие. Такое, как clash – несоответствие или несовместимость цветов. И в действительности это самое страшное, что можно только себе представить в одежде и интерьере. При этом обязательно стоит отметить, что это понятие не всегда связано лишь с дизайном, но еще и с фактурой, материалами. Пример самого простого цветового клэша: банальное несоответствие черных тонов в одежде наверняка знаком каждому. На это необходимо обратить внимание и просто понять, что есть цвета, которые абсолютно не терпят подобного явления – например, красные, синие, желтые, а есть такие, к которым это абсолютно не имеет никакого отношения, как коричневые и зеленые. Они всегда подходят друг другу.


Особенности современного дизайна интерьеров